Это ситуация, которая возникает у большинства родителей, когда они отправляют своего ребенка в школу: что, если мой сын или дочь не подходят?
Для родителей обычно немыслимо, чтобы их ребенок не был принят другими. В конце концов, почему другие дети не захотят быть рядом с таким умным, привлекательным ребенком?
Хотя многие родители сталкиваются с перспективой того, что ребенок с трудом заслужит признание сверстников, те, у кого есть дети с особыми потребностями, справляются с другим набором обстоятельств. Их ребенок, вероятно, уже преодолевает множество препятствий, связанных с его или ее состоянием здоровья и всем, что с этим связано, например, визиты к врачу, вмешательства, специальное образование и обходные пути для повседневной жизни. Добавьте к этому тот факт, что они могут ходить иначе, чем другие дети, иначе общаться или использовать вспомогательное оборудование, и ребенок может испытывать трудности в социальном развитии.
Если ребенок не может найти общий язык с другими молодыми людьми, чувство изоляции может сохраняться и во взрослой жизни. Это может повлиять на то, как они справляются с друзьями, соседями, коллегами — со всеми отношениями, которые требуют социальной хватки, которую у них, возможно, не было возможности отточить.
Но этой досадной ситуации можно избежать, если родители используют некоторые методы, предназначенные для того, чтобы дать ребенку возможность обратиться к другим. Вот 10 советов, которые помогут ребенку вступить во взрослую жизнь с уверенностью в своей способности взаимодействовать с другими.
Один из способов, с помощью которого дети могут встретить потенциальных друзей и начать процесс социализации, — это деятельность и взаимодействие со сверстниками. Найдите занятия, которые могут понравиться ребенку и которые соответствуют его или ее набору навыков. Простой процесс знакомства с другими людьми через взаимодействие и общие интересы помогает ребенку увидеть, что он или она способны заводить друзей. Это служит важным уроком на будущее, потому что у ребенка будет меньше шансов развить социальные тревоги, которые могут разрушить отношения взрослых в будущем. Чтобы получить рекомендации по социальному развитию в соответствии с возрастом, прочтите книгу Эрика Эриксона «Теория психосоциального развития».
Здорово участвовать в мероприятиях, в которых участвуют другие дети с ограниченными возможностями, потому что это помогает детям понять, что они не одиноки. Но по мере взросления в их мир войдут более трудоспособные люди.
Здоровые дети и взрослые часто беспокоятся о детях-инвалидах, потому что у них есть вопросы по этому поводу, но всем детям очень полезно видеть, что они во многом похожи, даже если некоторые люди взаимодействуют по-разному. Трудоспособные люди со временем станут коллегами и начальниками, а возможно, и друзьями. Хорошая идея — смешать компанию ребенка, чтобы он или она выработали социально приемлемые формы взаимодействия.
Ребенок с инвалидностью, вероятно, будет чувствовать, что он или она настолько отличается от других детей, что они никак не могут с ними подружиться. В этом случае ребенку необходимо услышать о том, что делает его похожим на других детей. Например, ребенок может быть одержим кумиром подростков. Понятно, что и другие дети тоже. Укажите на это ребенку. Это поможет им почувствовать, что пропасть между ним или ею и другими более преодолима и менее внушительна.
Если ребенок развивается и интересуется, это возможность быть социальным для детей. Самое лучшее в интересах то, что они часто переносятся во взрослую жизнь — это может дать человеку с инвалидностью возможность на протяжении всей жизни встречаться и общаться с другими людьми. Если ребенок остается дома и занимается только уединенными занятиями, у него не будет таких возможностей. Найдите клубы, труппы и классы — все, что вытащит ребенка из его скорлупы. Экспериментировать с интересами не только весело, но и дает чувство мастерства и достижения. Уверенность в своих способностях помогает развивать самооценку, самооценку и самоидентификацию. Эти три представления о себе предвещают хорошее взаимодействие с другими. Если человек принимает себя, другим легче его принять.
Отвержение является частью жизни для всех, а не только для людей с ограниченными возможностями. Это то, что случается с каждым, несколько раз, на протяжении всей жизни. Вполне естественно, что человек с инвалидностью считает, что отказ произошел из-за того, что он или она имеет инвалидность, но это не всегда так. Пусть ребенок знает, что когда происходит отвержение, это больше связано с другим человеком, чем с ним. В это время укрепляйте в своем ребенке чувство собственного достоинства. Например, простое заявление «Их потеря» может творить чудеса. Или: «Как жаль, они действительно могли бы иметь в тебе замечательного друга, если бы нашли время, чтобы лучше понять тебя». Это устанавливает неприятие непонимания, а не неприятие вашего ребенка.
Когда личность человека строится вокруг его инвалидности, у этого человека мало возможностей видеть себя кем-то другим, кроме как другим человеком. Люди лучше справляются с трудностями, такими как инвалидность, если они могут видеть дальше ярлыков. У человека может быть инвалидность, но, возможно, он футболист, отец или мать, флейтист или любитель шахмат. Если человек видит свою инвалидность как часть другого целого, это дает столь необходимую перспективу.
Всем детям нужны ограничения. Пытаясь приспособиться к другим детям, ребенок может захотеть принять участие в деятельности, которая небезопасна или неразумна по иным причинам. Установление ограничений поможет детям понять, что отношения, особенно те, которые начинаются в детстве, должны быть безусловными и свободными от давления в разумных пределах. Будьте осторожны, однако, не недооценивайте способности вашего ребенка достичь большего, чем вы считаете его способностями. Дети никогда не перестают удивлять, особенно те, кто уполномочен на это.
Инвалидность ребенка может переопределить аспекты его взаимодействия с другими людьми. Уже одно это делает ребенка более заметным, чем его сверстники. У них могут быть нарушения речи или другие движения, трудности с едой или использование вспомогательных устройств. Но это не меняет способности ребенка взаимодействовать с другими. Во многих случаях они все еще могут говорить и выражать идеи. У них могут быть ограничения на передвижение, но они все равно могут наслаждаться прекрасным днем на улице. Когда эти общие черты подчеркиваются дома, человек с инвалидностью может видеть себя частью большого мира со всеми типами людей.
Родители детей, которые живут поблизости или посещают школу с ребенком с ограниченными возможностями, могут не знать, каковы способности ребенка, поэтому они не уверены, могут ли они сказать своему сыну или дочери, что дружить – это нормально. Обязательно рассказывайте о ребенке другим родителям — они, скорее всего, станут воодушевляющей силой не только для другого родителя, но и для другого ребенка. Потратив время на творческое обучение других, вы получите много наград.
Ребенку с инвалидностью может быть неудобно говорить о характере своей инвалидности. И могут быть темы, о которых они никогда не заговорят. Но рассказ о том, как и почему у них есть инвалидность, и демонстрация того, что они способны говорить и общаться с другими детьми, показывает всем, что человек с инвалидностью больше похож на всех остальных, чем отличается от них. Это сообщение, которым стоит делиться снова и снова.