Вызвать врача на дом
и наши специалисты свяжутся с Вами в самое ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Имя*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
409060_9038
Общественное обьединение
Помощь, реабилитация, консультация детей с ДЦП. Развитие социальной стороны
График работы:
Пн-Пт: 9:00 - 17:00
Телефон
+7 (708) 501-30-00
Главная
ДЦПлогия
Признаки и симптомы церебрального паралича

Признаки и симптомы церебрального паралича

Достижение ожидаемых ориентиров развития в младенчестве и детстве — сидение, переворачивание, ползание, стояние и ходьба — доставляет большое удовольствие родителям, но что, если график развития ребенка кажется задержанным? Есть много контрольных признаков того, что у ребенка может быть церебральный паралич, но эти факторы могут указывать на многие состояния.

Признаки и симптомы церебрального паралича

Признаки церебрального паралича отличаются от симптомов церебрального паралича.

Признаки — это клинически идентифицируемые последствия травмы или порока развития головного мозга, которые вызывают церебральный паралич. Во время осмотра и тестирования врач обнаружит признаки проблем со здоровьем.

Симптомы, с другой стороны, являются эффектами, которые ребенок чувствует или выражает; симптомы не обязательно видны.

Нарушения, возникающие в результате церебрального паралича, варьируются по степени тяжести, обычно в зависимости от степени повреждения головного мозга. Поскольку церебральный паралич представляет собой группу состояний, признаки и симптомы варьируются от одного человека к другому.

Основным эффектом церебрального паралича является нарушение мышечного тонуса, крупной и мелкой моторики, равновесия, контроля, координации, рефлексов и осанки. Орально-моторная дисфункция, такая как трудности с глотанием и кормлением, нарушение речи и плохой тонус мышц лица, также может указывать на церебральный паралич.

Ассоциативные состояния, такие как сенсорные нарушения, судороги и трудности с обучением, которые не являются результатом одного и того же повреждения головного мозга, часто возникают при церебральном параличе. При наличии эти ассоциативные состояния могут способствовать клиническому диагнозу церебрального паралича.

Многие признаки и симптомы не сразу видны при рождении, за исключением некоторых тяжелых случаев, и могут проявиться в течение первых трех-пяти лет жизни по мере развития мозга и ребенка.

В этих случаях наиболее очевидным ранним признаком церебрального паралича является задержка развития. Задержки в достижении ключевых вех роста, таких как переворачивание, сидение, ползание и ходьба, вызывают беспокойство. Практикующие также обращают внимание на такие признаки, как аномальный мышечный тонус, необычная поза, стойкие младенческие рефлексы и раннее развитие предпочтения рук.

Если роды были травматичными или если во время беременности или родов возникли значительные факторы риска, врачи могут сразу заподозрить церебральный паралич. В умеренных и легких случаях церебрального паралича родители часто первыми замечают, если ребенок не развивается по графику. Если родители начинают подозревать церебральный паралич, они, вероятно, захотят попросить своего врача оценить их ребенка на наличие церебрального паралича.

Большинство экспертов согласны; чем раньше будет поставлен диагноз церебрального паралича, тем лучше.

Однако некоторые предостерегают от слишком ранней постановки диагноза и предупреждают, что сначала необходимо исключить другие состояния. Поскольку церебральный паралич является результатом травмы головного мозга и поскольку мозг продолжает развиваться в течение первых лет жизни, ранние тесты могут не выявить это состояние. Однако позже тот же тест может действительно выявить проблему.

Чем раньше поставлен диагноз, тем раньше ребенок может быть включен в программы раннего вмешательства и протоколы лечения. Доказано, что раннее вмешательство и терапия помогают ребенку максимально раскрыть свой будущий потенциал. Ранняя диагностика также помогает семьям претендовать на участие в государственных программах пособий для оплаты таких мер.

Восемь клинических признаков церебрального паралича

Поскольку церебральный паралич чаще всего диагностируется в первые несколько лет жизни, когда ребенок слишком мал, чтобы эффективно сообщать о своих симптомах, признаки являются основным методом распознавания вероятности церебрального паралича.

Детский церебральный паралич — это неврологическое заболевание, которое в первую очередь вызывает ортопедические нарушения. Церебральный паралич вызывается черепно-мозговой травмой или аномалией головного мозга, которая влияет на клетки головного мозга, отвечающие за контроль мышечного тонуса, силы и координации. По мере роста ребенка эти изменения влияют на развитие скелета и суставов, что может привести к нарушениям и, возможно, деформациям.

Восемь клинических признаков включают мышечный тонус, координацию движений и контроль, рефлексы, осанку, равновесие, общую моторику, мелкую моторику и оральную моторику. Они подробно описаны ниже.

 

 

Девушка на осмотре у врача
Мышечный тонус
Наиболее заметным признаком церебрального паралича является нарушение мышечного тонуса – способности мышц работать вместе, поддерживая надлежащее сопротивление. Мышцы координируются с другими мышцами, часто попарно. Когда одни мышцы сокращаются, другие должны расслабляться. Даже такая простая вещь, как сидение, требует координации многих мышц; одни сгибаются, а другие расслабляются. Травма головного мозга или порок развития, вызвавшие церебральный паралич, нарушают способность центральной нервной системы координировать движения мышц.

 

Мышечный тонус

Правильный мышечный тонус позволяет конечностям без труда сгибаться и сокращаться, что позволяет человеку сидеть, стоять и сохранять осанку без посторонней помощи. Неправильный мышечный тонус возникает, когда мышцы не координируются друг с другом.

Когда это происходит, те мышцы, которые работают в паре, например, бицепс и трицепс, могут одновременно сокращаться или расслабляться, препятствуя движению и координации. Мышцы туловища могут слишком сильно расслабиться, из-за чего будет трудно поддерживать напряженный корпус; это может привести к нарушению осанки и неспособности сидеть или переходить из положения сидя в положение стоя.

У ребенка с церебральным параличом может быть любая комбинация этих признаков. Различные конечности могут быть поражены различными нарушениями. Двумя наиболее распространенными признаками аномального мышечного тонуса являются гипотония и гипертония, но тонус можно определить и другими способами:

  • Гипотония – снижение мышечного тонуса или напряжения (вялые, расслабленные или вялые конечности)
  • Гипертонус – повышенный мышечный тонус или напряжение (скованность или ригидность конечностей)
  • Дистония – колебания мышечного тонуса или напряжения (иногда слишком расслаблены, а иногда слишком напряжены)
  • Смешанный – туловище может быть гипотоническим, а руки и ноги – гипертоническими.
  • Мышечные спазмы – иногда болезненные, непроизвольные мышечные сокращения.
  • Фиксированные суставы - суставы, которые эффективно слиты друг с другом, препятствуя правильному движению.
  • Аномальный тонус шеи или туловища — сниженный гипотонический или повышенный гипертонический, в зависимости от возраста и типа церебрального паралича
  • Клонус – мышечные спазмы с регулярными сокращениями .
    • Клонус голеностопного сустава / стопы - спазматическое ненормальное движение стопы
    • Клонус запястья – спазматические движения кисти.

 

 

 

мальчики идут по грязной дорожке
Движение, координация и контроль
Нарушение мышечного тонуса влияет на конечности и тело ребенка по-разному, хотя все дети с церебральным параличом, вероятно, почувствуют некоторое влияние на мышечный контроль и координацию. Различные нарушения мышечного контроля могут сочетаться, вызывая постоянное выпрямление, сокращение конечностей, постоянное ритмичное движение или спастические подергивания.

 

Движение, координация и контроль

Некоторые признаки будут более очевидными, когда ребенок находится в состоянии стресса. Некоторые из них могут быть связаны с задачей, например, с достижением объекта. Иногда кажется, что признаки исчезают, когда ребенок спит и мышцы расслаблены.

У ребенка часто наблюдаются различные типы нарушения мышечного контроля в противоположных конечностях. Координация и контроль также могут быть затронуты по-разному в каждой конечности.

Нарушения координации и контроля подразделяются на следующие типы:

  • Спастические движения s - гипертонические движения, при которых мышцы слишком напряжены, что приводит к мышечным спазмам, ножницам ног, клонусу, контрактуре, фиксированным суставам и чрезмерному сгибанию конечностей.
  • Атетоидные или дискинетические движения – колебания мышечного тонуса, вызывающие неконтролируемые, иногда медленные, корчащиеся движения, которые могут усиливаться при стрессе.
  • Атактические движения - плохая координация и баланс, что затрудняет выполнение таких задач, как письмо, чистка зубов, застегивание рубашек, завязывание шнурков на обуви и вставление ключей в прорези.
  • Смешанные движения - смесь двигательных нарушений, чаще всего сочетание спастических и атетоидных типов, поражающих разные конечности.
  • Нарушения походки – нарушения контроля, влияющие на походку ребенка.

Нарушения походки включают:

  • In-toeing - пальцы ног поворачиваются или поворачиваются внутрь
  • Out-toeing - пальцы ног наклонены или повернуты наружу
  • Хромота - на одну ногу приходится больше веса, чем на другую, что приводит к провисанию или волнообразному шагу.
  • Ходьба на носочках – вес неравномерно распределяется на пальцы ног.
  • Пропульсивная походка – ребенок ходит сгорбившись в скованной позе, голова и плечи наклонены вперед.
  • Спастическая и ножницеобразная походка — бедра слегка сгибаются, создавая впечатление, что ребенок приседает, а колени и бедра скользят друг относительно друга, как ножницы.
  • Спастическая походка – одна нога волочится из-за мышечной спастичности.
  • Походка Steppage - пальцы ног тянутся, потому что ступня тянется
  • Переваливающаяся походка - походка, напоминающая утиную походку, которая может проявиться в более позднем возрасте .

 

Рефлекс

Некоторые аномальные рефлексы также могут указывать на церебральный паралич. Гиперрефлексия — это чрезмерные рефлекторные реакции, вызывающие подергивания и спастичность. Слаборазвитые или отсутствующие постуральные и защитные рефлексы являются предупреждающими признаками аномального развития, включая церебральный паралич.

 

врач проверяет рефлекс ребенка
Рефлексы
Рефлексы – это непроизвольные движения тела в ответ на раздражитель. Некоторые примитивные рефлексы присутствуют при рождении или вскоре после него, но исчезают на предсказуемых стадиях развития по мере роста ребенка. Определенные рефлексы, которые не исчезают или не развиваются по мере роста ребенка, могут быть признаком церебрального паралича.

 

Аномальные примитивные рефлексы могут не функционировать должным образом у детей с церебральным параличом или не исчезать в определенные моменты развития, как у детей без нарушений. 

Общие примитивные рефлексы, которые могут неправильно функционировать или сохраняться, включают, но не ограничиваются:

  • Асимметричный тонический рефлекс – при повороте головы ноги с той же стороны вытягиваются, а противоположные конечности сокращаются, как в позе фехтовальщика. Асимметричный тонический рефлекс должен исчезнуть примерно в шестимесячном возрасте.
  • Симметричный тонический шейный рефлекс – младенец принимает положение ползания, когда голова вытянута. Симметричный тонический шейный рефлекс должен исчезнуть между 8 и 11 месяцами.
  • Галантные рефлексы спинного мозга – когда младенец лежит на животе, его бедра поворачиваются в сторону тела, к которому прикасаются. Спинальные галантные рефлексы должны исчезнуть между тремя и девятью месяцами.
  • Тонический лабиринтный рефлекс – при запрокидывании головы назад спина выгибается, ноги выпрямляются, руки сгибаются. Тонический лабиринтный рефлекс должен исчезнуть к трем с половиной годам.
  • Хватательный рефлекс Палмера – при раздражении ладони кисть сгибается в хватательном движении. Хватательный рефлекс Палмера должен исчезнуть примерно через четыре-шесть месяцев.
  • Рефлекс размещения – когда младенца держат вертикально и тыльная сторона стопы касается поверхности, ноги сгибаются. Размещающий рефлекс должен исчезнуть к пяти месяцам.
  • Рефлекс Моро (вздрагивания) — когда младенца наклоняют так, что его или ее ноги находятся над головой, руки вытягиваются. Рефлекс Моро должен исчезнуть к шести месяцам.

Раннее предпочтение рук также может указывать на возможные нарушения. Ребенок обычно развивает предпочтение рук на втором году жизни. Поскольку это широкий таймфрейм и приблизительное среднее значение, развитие предпочтения руки, особенно если это раннее предпочтение, вызывает беспокойство. Различные источники утверждают, что ранние руки предпочтительны между 6-18 месяцами.

 

 

Хиропрактик работает с позвоночником мальчиков
Поза

 

Поза

Церебральный паралич влияет на осанку и равновесие. Признаки могут появиться, когда младенец начинает сидеть и учиться двигаться. Как правило, осанка должна быть симметричной. Например, ребенок в сидячем положении обычно имеет обе ноги впереди. При сгибании они становятся зеркальным отражением друг друга.

Асимметричная осанка означает, что правая и левая конечности не будут отражать друг друга. Тазобедренные суставы являются одной из областей, где это часто заметно в случаях церебрального паралича. Одна нога сгибается внутрь в тазобедренном суставе, а другая выгибается наружу.

Подобно рефлексам, постуральные реакции являются ожидаемыми реакциями, когда ребенка помещают в определенные положения. Обычно они появляются по мере развития ребенка. Нарушение может быть возможным, если ответы не развиваются или если они асимметричны.

Подобно рефлексам, постуральные реакции являются ожидаемыми реакциями, когда ребенка помещают в определенные положения. Обычно они появляются по мере развития ребенка. Нарушение может быть возможным, если ответы не развиваются или если они асимметричны.

Общие постуральные реакции:

  • Тяга
  • Рефлекс Ландау – когда младенца поддерживают в лежачем положении, нажатие головы вниз приводит к тому, что ноги опускаются, а поднятие головы вызывает их подъем. Эта реакция появляется примерно в возрасте четырех или пяти месяцев.
  • Реакция парашюта — когда младенец расположен головой к земле, младенец должен инстинктивно тянуться, как будто готовясь к удару. Эта реакция появляется в возрасте от восьми до десяти месяцев.
  • Выпрямление головы — когда младенца качают вперед и назад, его или ее голова остается прямой. Эта реакция появляется примерно в возрасте четырех месяцев.
  • Выпрямление туловища — когда сидящего младенца быстро толкают в сторону, младенец будет сопротивляться силе и использовать противоположную руку и руку, чтобы противостоять удару. Эта реакция появляется примерно в восьмимесячном возрасте.

 

 

Мальчик сидит на карте в терапии
Остаток средств

 

Остаток средств

Нарушение общей двигательной функции может повлиять на способность ребенка балансировать. Признаки становятся узнаваемыми, когда ребенок учится сидеть, вставать из сидячего положения и начинает ползать или ходить. Младенцы должны часто использовать свои руки, когда они осваивают эти навыки. Они развивают силу, координацию и баланс для выполнения задачи, осваивая ее без использования рук.

Неспособность ребенка сидеть без поддержки может быть признаком церебрального паралича. Система классификации функций крупной моторики, или GMFCS, пятиуровневая система, обычно используемая для классификации уровней функций, использует равновесие в положении сидя как часть своей системы уровней серьезности.

Признаки, на которые следует обращать внимание, когда ребенок садится, включают:

  • Требуется обе руки для поддержки
  • Возникают трудности с балансировкой, когда руки не используются для поддержки
  • Не может сидеть, не опираясь на руки

Другие признаки, на которые следует обратить внимание, включают, но не ограничиваются:

  • Покачивание при стоянии
  • Неустойчивый при ходьбе
  • Трудно делать быстрые движения
  • Руки нужны для деятельности, требующей равновесия
  • Ходьба ненормальной походкой

Равновесие часто одинаково независимо от того, открыты глаза ребенка или закрыты. Нарушение равновесия чаще всего связано с атаксическим и в меньшей степени спастическим церебральным параличом.

 

 

Мальчик во время сеанса терапии с использованием большого терапевтического мяча
Общая моторика
По мере развития ребенка могут быть заметны признаки нарушения или задержки крупной моторики. Способность совершать большие координированные движения с использованием нескольких конечностей и групп мышц считается функцией крупной моторики.

 

Общая двигательная функция

Общая двигательная функция может быть нарушена из-за аномального мышечного тонуса, особенно гипертонии или гипотонии.

Например, гипертонические конечности могут быть слишком тугими или негибкими, чтобы обеспечить правильное сгибание и движение; тогда как гипотонические конечности могут быть слишком свободными, чтобы правильно поддерживать движения ребенка.

Ожидается, что по мере развития мозга и тела ребенка они достигнут определенных этапов развития. Достижение вехи позже, чем ожидалось, или достижение ее, но с низким качеством движения (например, предпочтение одной стороны при ползании) являются возможными признаками церебрального паралича.

  • Нарушение крупной моторики — ограниченная способность выполнять обычные физические навыки, такие как ходьба, бег, прыжки и сохранение равновесия.
  • Задержка крупной моторики – физические навыки развиваются позже, чем ожидалось; часто используется в сочетании с вехами развития для предсказуемых стадий развития.

Важными вехами общей двигательной функции являются:

  • Роллинг
  • сидя
  • Ползание
  • стоя
  • Гулять пешком
  • Балансировка

Их следует контролировать, чтобы отметить, когда ребенок достигает вехи, и качество движений.

 

 

Девушка катает глину
Мелкая моторика

 

Мелкая моторика

Выполнение точных движений определяет категорию мелкой моторики. Мелкая моторика включает в себя множество действий, которым можно научиться, и включает в себя сочетание умственных (планирование и рассуждение) и физических (координация и ощущение) навыков, которые необходимо освоить.

Нарушение или задержка мелкой моторики являются индикатором возможного церебрального паралича. Одним из таких признаков является интенционный тремор, когда задача усложняется по мере приближения к ее завершению.

Примеры развития мелкой моторики:

  • Хватание мелких предметов
  • Удержание предметов между большим и указательным пальцами
  • Мягко опускайте предметы
  • Использование мелков
  • Переворачивание страниц в книге

 

 

Доктор проверяет лицевые мышцы мальчика
Орально-моторная функция

 

Орально-моторная функция

Трудности в использовании губ, языка и челюсти указывают на нарушение двигательной функции рта; это признак, который может присутствовать у 90% детей дошкольного возраста с диагнозом церебральный паралич. Признаки нарушения моторной функции рта включают, но не ограничиваются:

  • Говорящий
  • Глотание
  • Кормление/жевание
  • слюни

Речь требует правильного интеллектуального и физического развития. Церебральный паралич ухудшает физические аспекты речи из-за неправильного контроля мышц, необходимых для речи. Нарушение оральной моторики может повлиять на:

  • Дыхание — легкие, а особенно мышцы, контролирующие вдох и выдох, необходимые для правильной речи. Диафрагма и мышцы живота важны для правильного потока воздуха и осанки.
  • Артикуляция - мышцы, контролирующие лицо, горло, рот, язык, челюсть и небо, должны работать вместе, чтобы сформировать правильную форму, необходимую для произношения слов и слогов.
  • Голос - голосовые связки контролируются мышцами, которые существенно растягивают голосовые связки между двумя областями хряща.

Апраксия, неспособность мозга эффективно передавать правильные сигналы мышцам, используемым при разговоре, является одним из типов нарушения речи, характерным для церебрального паралича. Делится на два типа:

  • Вербальная апраксия - влияет на артикуляционные мышцы, особенно в отношении определенной последовательности движений, необходимых для правильного произношения. Часто встречается у детей с гипотонией.
  • Оральная апраксия - влияет на способность совершать неговорящие движения ртом, но не связана исключительно с речью. Примерами оральной апраксии может быть неспособность облизать губы или надуть щеки.

Дизартрия — еще одно нарушение речи, характерное для церебрального паралича. Подобно апраксии, это неврологическое нарушение, а не мышечное заболевание. Это часто встречается при церебральном параличе, что приводит к гипертонии и гипотонии. Дизартрии подразделяются на следующие подгруппы:

  • Атактическая дизартрия – медленная, беспорядочная, нечленораздельная речь, вызванная нарушением дыхания и мышечной координации.
  • Вялая дизартрия – гнусавая, плаксивая, хриплая речь, вызванная неспособностью голосовых связок правильно открываться и закрываться. Возможны трудности с согласными.
  • Спастическая дизартрия – медленная, напряженная, монотонная речь и трудности с произнесением согласных.
  • Смешанная дизартрия – могут присутствовать все три.

Слюнотечение — еще один признак церебрального паралича, который возникает из-за того, что мышцы лица и рта не могут должным образом контролировать координацию. Некоторыми специфическими факторами, которые могут способствовать слюнотечению, являются нарушения:

  • Глотание
  • Закрытие рта
  • Расположение зубов
  • Неспособность переместить слюну в заднюю часть рта
  • Высовывание языка

Проблемы с кормлением могут присутствовать при церебральном параличе. Обычно они проявляются снижением способности жевать и глотать, а также могут включать удушье, кашель, рвотные позывы и рвоту.

Режим работы:
Пн-Пт: 9:00-17:00
Для писем и предложений
dcplogy@mail.ru
Звоните по номеру:
+7 (708) 501-30-00
Мы  находимся по адресу:
г. Алматы, Кунаева 129
Оплачивайте удобно:
Обращаем Ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях информационные материалы
Остались вопросы?
Оставьте заявку
наши специалисты свяжутся с Вами в самое ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Имя*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена